Декодинг Grand Theft Auto, часть II: как разные части серии пытались объяснить обществу, что с ним не так

0 0


                    Декодинг Grand Theft Auto, часть II: как разные части серии пытались объяснить обществу, что с ним не так

В первой части этого материала мы вспомнили, с чего начиналась GTA, как на нее повлияло увлечение братьев Хаузеров кинематографом и разобрали, как разные игры серии исследуют понятия мужественности и женственности. Теперь настало время копнуть еще глубже.

Сатира на современное общество 

Многие элементы GTA сталкивались с критикой общественности. Кто-то ужасался возможности воспользоваться услугами проституток и жестоко с ними разделаться, вернув деньги обратно. А во времена четвертой части поводом для скандалов стало пьяное вождение. В Rockstar Games быстро нашли что ответить защитникам прав и свобод — все это логические элементы мира GTA, которые свойственны местным персонажам. А зная, что эти игры являются кривым зеркалом реального мира, над глубиной высказывания можно задуматься и даже поистине ему ужаснуться. 

Здесь можно плавно перейти к социальной теории о разбитых окнах. Видели здания, в которых разбито одно стекло? Со временем в нем будут разбиты все, а в районе увеличится число мелких преступлений вроде рисования граффити или безбилетного проезда. Теория неоднократно подвергалась критике, но прекрасно работает в мире GTA, где исключительно хороших персонажей, по сути, не существует. 


                    Декодинг Grand Theft Auto, часть II: как разные части серии пытались объяснить обществу, что с ним не так

Одно время Томми пришлось работать на неуравновешенного психа Рикардо, после того герой отобрал власть у бывшего босса

Самый трезвый взгляд на окружающий мир имеется у главных героев, которые недоумевают с безумств остальных персонажей и относятся к ним с иронией. Все это высмеивает современное общество и конкретное время, причем номерные части обязательно возвращаются к нашим дням и показывают актуальные на момент выхода общественные проблемы и антураж. Вся чернуха подается через юмор, из-за чего полная отмороженность тех или иных персонажей выглядит забавно, но пугает, если смотреть на них без флера сатиры и забавных диалогов. 

В частности разработчики фокусируются на высмеивании американского общества, но через призму британского воспитания и возведение гротеска показанных событий в абсолют. Это тот самый неповторимый авторский подход братьев Хаузеров к воссозданию социокультурного среза повседневности. Он демонстрирует природу человеческих взаимоотношений в целом, не фокусируясь на конкретной нации или стране. Даже виртуальный аналог США берется лишь в качестве оболочки высказывания — эта страна настолько мультикультурна, что на ее примере можно высмеять всех и сразу. 

Образ жизни типичного обитателя Нью-Йорка, Лос-Анджелеса или другого жителя крупного американского мегаполиса давно распространился за пределы внутренних границ США. Большая часть земного шара страдает от избыточного потребления, влияния массовой культуры и существования внутри закостенелой системы, которая насквозь прогнила от человеческих пороков. 


                    Декодинг Grand Theft Auto, часть II: как разные части серии пытались объяснить обществу, что с ним не так

Тревор и Майкл проучили Лазло Джонса, который хотел обидеть дочь Майкла во время съемок шоу «Стыд или слава»

В GTA игрокам показывают множество гипертрофированных образов, в которых можно запросто узнать примеры из реальной жизни. Коррумпированные политики встречаются с дамами легкого поведения, дабы отвлечься от бытовухи с женой, в то время как их детишки хохочут от телевизионного шоу «Стыд или слава», где нерадивые юноши и леди подвергают себя позору ради заветной популярности. На общую абсурдность происходящего работают и пародии на реальные бренды: люди толпами сходят с ума от модных марок и фирм, живут в грезах о похожести на своего кумира из интернета или телевизора. 

Крайне важно учесть и то, что определенные части серии, хоть и являются вполне универсальным отражением человеческих пороков, все же предоставляют картинку именно того времени, в котором происходят события их истории. Например, в GTA 5 обыгрывается зависимость от социальных сетей (та самая миссия с компанией Lifeinvader, что буквально переводится как «оккупант личной жизни»), стереотипы о программистах и игровых задротах, променявших реальную жизнь на перестрелки в шутерах на приставке и покуривание бонга.


                    Декодинг Grand Theft Auto, часть II: как разные части серии пытались объяснить обществу, что с ним не так

Смешно, но не очень

Плавно вся сатира в GTA перетекает в высмеивание конкретных тем и людских пороков. Rockstar Games пыталась достигнуть апогея черного юмора в Manhunt, но серия «великого автоугонщика» затрагивает гораздо более широкий спектр грехов, причем делает это гораздо деликатнее — и у неподготовленного игрока вызовет лишь улыбку от абсурдности происходящего. На деле же разработчики подкидывают множество тем для размышлений, которые выходят далеко за рамки виртуального мира и позволяют снять с себя розовые очки при оценке социальных систем. 

Социокультурные темы

Атмосфера мира GTA высмеивает общество в целом, но иногда разработчики готовы фокусироваться на конкретных проблемах и самых отвратных проявлениях мерзости, которая заставляет усомниться в человечности тех или иных персонажей и буквально опускает их в разряд ополоумевшей грязи.

Все это стоит разобрать по конкретным пунктам, ибо на некоторых темах Rockstar Games фокусируется в определенных частях серии, другие же тонкой нитью проходят сквозь практически каждую историю в Grand Theft Auto. 

Запрещенные вещества

Серию GTA можно назвать настоящей анти-пропагандой психотропных веществ. Во многих частях игрокам приходится заниматься торговлей этой отравой, а в GTA Online или Chinatown Wars ее можно сделать основным источником заработка. Однако главные герои в большинстве своем являются абсолютными трезвенниками, либо же их пагубные пристрастия строго контролируются и остаются на совести игрока, который и управляет персонажем. 


                    Декодинг Grand Theft Auto, часть II: как разные части серии пытались объяснить обществу, что с ним не так

Торговля запрещенными веществами стала одной из ключевых механик в GTA Chinatown Wars

Неоднократно геймерам показывают, до какого состояния способен опуститься человек, пристрастившийся к дури. И если в случае с Марией в GTA 3 демонстрируют относительно благоприятный (конечно же, в сравнении с другими зависимыми в серии) пример падшей женщины, ставшей торчком из-за разгульного образа жизни, то в иных случаях последствия приема «запрещенки» могут быть крайне жуткими. 

Среди таких — толпа любителей «спанка» из все той же GTA 3, под влиянием дурмана навесившая на себя бомбы и готовая унести жизнь Клода (вместе со своей) в какой-то подворотне. Более осознанная демонстрация зависимых наблюдается уже в San Andreas, где борьба с распространением психотропных веществ становится одной из ветвей развития сюжета. Некий Биг Беар (Медведь в некоторых вариантах перевода) превращается из уважаемого бандита в подстилку для дилера, готовую чистить унитаз своего покровителя ради очередной дозы. 


                    Декодинг Grand Theft Auto, часть II: как разные части серии пытались объяснить обществу, что с ним не так

Кто-то готов покончить с собой под влиянием наркотиков, другие же драят унитазы ради дозы

В GTA 5 тема медленной смерти не является ключевой, но в сюжете мельком появляются зависимые от веществ с неблагочестивой долей. Среди таких — бывшая подружка Франклина по имени Тоня, которая всю жизнь прозябает в угаре и просит Клинтона помочь с буксировкой автомобиля, чтобы ее нового парня не уволили, пока тот валяется без сознания после очередной дозы. А Джонни Клебиц, некогда грозный байкер из Либерти-Сити, пошел на поводу у своей любимой женщины и стал, как метко подметил Тревор, беззубым и размякшим «наркошей». Свою судьбу он окончил на ботинке Филипса после того, как был унижен очередной изменой своей пассии. 


                    Декодинг Grand Theft Auto, часть II: как разные части серии пытались объяснить обществу, что с ним не так

Джонни Клебиц до и после того, как подсел на психотропные вещества

Несмотря на возможность для игрока продавать психотропные вещества или употреблять их в большинстве выпусков, в сюжетах GTA прослеживается явная демонстрация вреда этой отравы и негативное отношение к ней большинства главных героев. Своего апогея отрицательная оценка этого аморального бизнеса и употребления дури достигает в San Andreas и Vice City Stories. Из играбельных персонажей, которые активно употребляют отраву по собственной воле, можно вспомнить лишь Тревора Филипса. К счастью, он не собирается пробовать тяжелые вещества, а некоторые из его фразочек о любви к психотропным препаратам являются не более, чем частью образа безумца. 

Сексуальные отклонения 

Одной из главных тем для насмешек в GTA стали извращенцы и их сексуальные отклонения. В каких-то моментах это просто забавные фетишисты, которые не могут сдержать свою похоть, но в других… В других случаях разработчики показывают больных людей и моральных уродов, но доходить до дна мы будем. 

Например, нередким развлечением американских политиков по версии Rockstar Games стало времяпровождение с дамами легкого поведения и актрисами кино для взрослых. Если моральную оценку изменщикам и любителям путан можно оставить за рамками данного эссе, то не упомянуть забавную миссию из Vice City с любителем переодеваться в женское и проводить свое время с Кэнди Сакс политиком просто нельзя. Фотографии извращенца послужат прекрасным способом шантажа — интересно, что недавно в США так угодил впросак один бывший (и возможно будущий) президент страны. 


                    Декодинг Grand Theft Auto, часть II: как разные части серии пытались объяснить обществу, что с ним не так

Самый безобидный пример половых перверсий в GTA

Крайне забавный пример извращенца в GTA — Джованни Каза из Liberty City Stories, которого мать Тони Сиприани ставит в пример как успешного владельца мясного магазина. Этот грубоватый толстяк на поверку оказывается любителем переодеваться в младенца в подгузнике и бегать с соской во рту. Для мамы Тони доказательств таких нетривиальных развлечений было мало, из-за чего герой порубил извращенца буквально «на сосиски» и отвез останки на продажу в магазин. 


                    Декодинг Grand Theft Auto, часть II: как разные части серии пытались объяснить обществу, что с ним не так

А этот мясник искал себе «мамочку» среди ночных бабочек

Тема сексуальных отклонений в GTA особенно актуальна на фоне массового распространения порнографии за последние десятилетия. И типичным примером любителя подобных фильмов можно назвать музыканта Маккера из San Andreas, который обладает пагубной привычкой к частому, а зачастую и прилюдному самоудовлетворению. В конце концов больные фантазии Маккера приводят его к идее сделать себе силиконовую грудь. К счастью, дальнейшую судьбу «рукастого» музыканта Rockstar Games не показала. 

Не отходя далеко от темы фильмов для взрослых, вспоминается один из бизнесов в GTA: Vice City. Там Томми покупает студию и помогает в продвижении ее лент. Местный режиссер крайне хитер на выдумку. Низкорослый бородач с пивным животом заставляет глупых красоток сниматься в одном кадре с акулами и бегемотами, но будет совсем неудивительно, если это лишь верхушка айсберга среди его больных фантазий. 


                    Декодинг Grand Theft Auto, часть II: как разные части серии пытались объяснить обществу, что с ним не так

Идея с акулой, пожалуй, самая безобидная из фантазий режиссера

Апогеем извращенности в GTA можно назвать Дональда Лава. Он выглядит целеустремленным и хладнокровным политиком, но за его учтивым характером скрывается пристрастие к поеданию человеческого мяса и некрофилии. В Liberty City Stories он неоднократно трапезничает требухой и другими останками, а также проводит «вечеринки» в морге. Его личным «магнум опусом» в сфере каннибализма стало поедание собственного наставника. Это был тот самый Эйвери Кэррингтон, который выдавал культовую «миссию с вертолетиком» в Vice City и учил молодого Дональда премудростям в сфере ведения бизнеса. 


                    Декодинг Grand Theft Auto, часть II: как разные части серии пытались объяснить обществу, что с ним не так

Дональд Лав любит полакомиться человечиной и сравнивает ее с «разумной курицей»

Так или иначе в GTA затрагиваются темы педофилии, гомосексуальных отношений, насилия в тюрьмах и не только. В разных частях разработчики решили «проехаться» по разным видам сексуальных отклонений, оценивая больную похоть в качестве одного из источников общественного разложения. Примечательно, что началось подобное высмеивание еще со времен первой части, где чернокожий громила Брат Марк любил переодеваться в женщину и просил обращаться к себе в качестве «сестры», а Эль-Бурро (персонаж с аналогичным именем и повадками появлялся в GTA 3) питал особую тягу к животным. С испанского его имя, кстати, переводится как «осел». 

Коррупция и полицейский произвол

Превышение должностных полномочий среди силовых структур служит одним из двигателей сюжета сразу в нескольких частях GTA, а также проходит сквозь большинство игр серии благодаря системе «взяток» из трехмерных игр шестого поколения консолей. К этому же можно приписать и полицейский произвол, от которого пострадали сразу несколько персонажей. 

Например, это был Карл Джонсон, который по прилете в Сан-Андреас сразу же сталкивается с Фрэнком Темпенни и его подлыми дружками. Полицейские угрожают навесить преступления на невиновного Си-Джея, заставляя его делать грязную работу и действительно марать руки о криминальные дела Темпенни и его компашки. В ходе сюжета можно увидеть, что «служители закона» закрывают глаза на различные преступления, а сам Фрэнк оправдывает это тем, что таким образом полиция останавливает более значительные проявления бандитизма. 


                    Декодинг Grand Theft Auto, часть II: как разные части серии пытались объяснить обществу, что с ним не так

Фрэнк Темпенни и Эдди Пуласки — одни из самых лицемерных персонажей серии

В пятой части игрокам показывают подноготную отношений разных спецслужб. Они соревнуются за государственные бюджеты, подстраивая козни друг другу и не ленясь прибегать к помощи бандитов в лице троицы главных героев. Как и в предыдущем случае, продажные агенты «заигрались» и едва не подвергли Лос-Сантос угрозе биологической катастрофы, а позже чуть не переубивали друг друга. Один из главных коррупционеров сюжета в лице Стива Хейнса получает заслуженную пулю в лоб в хорошей концовке, где выживает вся троица. 


                    Декодинг Grand Theft Auto, часть II: как разные части серии пытались объяснить обществу, что с ним не так

Сперва Стив может создать положительное впечатление, но в погоне за карьерой и бюджетами он способен на самые подлые поступки

Различное проявление коррупции и произвола в органах власти появляется и в ряде других частей. В Vice City Stories высокопоставленный военный Джерри Мартинес занимается наркоторговлей и не стесняется показывать свои «свободные нравы», поглядывая эротические фильмы с участием животных и прося привезти ночную бабочку прямо к себе в казарму. А Фрэнсис Макрири, заместитель комиссара полиции из GTA 4 и выходец из криминальной семьи, просит Нико Беллика совершить несколько убийств, чтобы утаить собственную продажность и остаться на высоком посту. 

Разговаривая о коррупции, нельзя не вспомнить Рэя Мачовски. В GTA 3 этот персонаж кажется простым продажным копом, который прячется в сортире в страхе быть наказанным спецслужбами за свои связи с криминальными элементами Либерти-Сити. С помощью Клода он успешно улетает из города и как минимум временно избегает кары закона, но ранее он и сам был добропорядочным полицейским, который бы возненавидел себя нынешнего. 


                    Декодинг Grand Theft Auto, часть II: как разные части серии пытались объяснить обществу, что с ним не так

Сперва Рэй борется с преступностью и даже хочет арестовать Тони Сиприани, но уже через несколько лет прячется в сортире от преследования из-за связей с бандитами

Предыстория Рэя раскрывается в Liberty City Stories. Там Мачовски еще является законопослушным офицером, но ему приходится видеть связи своего напарника с преступным миром. То, как персонаж стал таким же продажным копом как остальные, Rockstar оставила за кадром, однако в третьей части Рэй называет Либерти-Сити «помойной ямой» и говорит, что живет в абсолютно продажном мире. Вероятно, что изначально добропорядочный полицейский не смог выдержать службы в коррумпированном департаменте и был вынужден стать таким же продажным копом, из-за чего у него случился нервный срыв и последующая паранойя из-за страха преследования. 

Продажные полицейские в GTA всегда выступают крайне опасной силой, которая способна давить на главных героев своими связями и непосредственным отношением к государственной системе. Однако это чувство всеобъемлющей безнаказанности выходит боком для коррумпированных копов, которые точно также могут столкнуться с предательством со стороны сослуживцев или же идут на неоправданный риск, не ожидая от главных героев решительных действий в желании устранить врага. 

Насилие и жестокость 

Несмотря на то, что сам игровой процесс любой части GTA культивирует применение насилия, разработчики могут демонстрировать и крайнюю жестокость, на которую главные герои не способны. Если для них насилие является лишь инструментом для достижения цели, то некоторые персонажи убивают и причиняют боль лишь из собственных больных побуждений. 

Например, упомянутый выше каннибал и некрофил Дональд Лав сподвигнул Тони Сиприани на выполнение одной из самых жестоких миссий во всей серии. В Liberty City Stories получится подорвать целый район города, в ходе чего пострадают мирные жители, а самому Либерти-Сити будет нанесен громадный ущерб. А в GTA 4 можно встретить маньяка Эдди Лоу, на жажду крови которого повлияли психологические травмы из детства: отец насиловал будущего убийцу и заставлял его ходить в школу в женских нарядах. В будущем это привело к серии жестоких убийств, остановить которую смог лишь Нико. 


                    Декодинг Grand Theft Auto, часть II: как разные части серии пытались объяснить обществу, что с ним не так

Подрыв целого района и Эдди Лоу, с которым Нико Беллик покончил во время очередной встречи

Наименее распространенная в GTA, но крайне важная тема — военные конфликты. Она ярко фигурирует в четвертой части, где Нико Беллик вернулся с войны, очевидно страдая от посттравматического синдрома. Он скрывает от своего двоюродного брата правду о действиях военных с гражданскими, от которых пострадали и близкие Романа. Также в ходе сюжета Нико говорит несколько проникновенных и важных фраз. 

«Война — это где молодые и глупые, обманутые взрослыми и жестокими, убивают друг друга», — именно так главный герой GTA 4 высказывался о войнах.

Подобные примеры неоправданной жестокости и безумного насилия разбросаны в серии GTA тут и там, а для большинства антагонистов и даже простых бандитов человеческая жизнь ничего не стоит. Именно на этом фоне преступления главных героев кажутся вполне мотивированными и логически обоснованными. 

Грязный мир политики

Будучи кривым зеркалом реального мира, Grand Theft Auto не могла пройти мимо темы американской политики. Начиная с третьей части, главным героям так или иначе приходится взаимодействовать с важными лицами, которые имеют отношение к управлению государством и участвуют в политической гонке. Таковым был даже Дональд Лав, о чьих скрытых повадках мы уже наслышаны. К счастью, каннибал не смог занять место мэра, но в ходе предвыборной гонки по его указке было убито множество людей.

Интересен персонаж Фрэнсис Макрири в GTA 4. Заместитель комиссара полиции явно метит в самые высшие эшелоны власти — мечтает стать генеральным прокурором или, быть может, еще более важной шишкой. Разумеется, он совершенно нечист на руку, а потому заставляет Нико Беллика совершить несколько заказных убийств, подчищая следы. Дело дойдет даже до проникновения в офис ведущей адвокатской конторы и хладнокровной расправы над ее директором прямо в его личном офисе.


                    Декодинг Grand Theft Auto, часть II: как разные части серии пытались объяснить обществу, что с ним не так

Конечно же, он хороший парень

Но апогея политической сатиры Rockstar Games достигла лишь с приходом GTA 5. Деталь осталась абсолютно незамеченной большинством: на внутриигровом телевидении, по радио и в газетах разворачивается нешуточная предвыборная борьба между Джоком Крэнли и Сью Маррей за место губернатора в Сан-Андреасе. Обе личности крайне напоминают Дональда Трампа и Хилари Клинтон, но основная задача образов — возвести в абсолют негативные стороны Республиканской и Демократической партий США.  

Некоторые идеи Джока можно назвать крайне разумными: например, защиту «белых верующих гетеросексуалов». Но есть загвоздка. Крэнли — бывший (а может и нет) наркоман, звезда-неудачник и убийца собственной жены. Именно ее призрак можно увидеть ночью на горе Чилиад в GTA 5. А еще Джок не собирается «заботиться о людях», вместо этого обещая «показать средний палец» любому человеку в беде. 

Что касается Сью, то здесь клиническая картина не менее печальная. Выступая за демократические ценности, разведенная женщина хочет повысить налоги, запретить бензин, заменить ножи на вилки и предлагает множество иных поистине безумных идей. Даже борьба с криминалом подразумевает отказ от огнестрельного оружия. А для полного достижения «равноправия» Маррей хочет выпустить из тюрьмы всех «невиновных», за исключением белокожих людей. 


                    Декодинг Grand Theft Auto, часть II: как разные части серии пытались объяснить обществу, что с ним не так

Джок Крэнли и Сью Маррей в борьбе за голоса избирателей

С помощью таких колоритных и безумных образов в Rockstar Games выставили на посмешище две главные политические партии США. Высокопоставленные политики не берут во внимание среднестатистических жителей страны и живут в собственном мире, полном денег, безопасности и всеобщего лицемерия. 

Итог

На обывательский взгляд Grand Theft Auto — это серия игр про веселые перестрелки с полицией и бандами с отпетым отморозком в главной роли. Но если смотреть вглубь, это больной укол в сторону современного общества. Серия показывает в главной роли не преступника, а оступившегося с законного пути разумного и благочестивого человека, который осознает мракобесие вокруг себя. Из игр этой серии можно вынести много полезных уроков, под разными углами взглянуть на животрепещущие темы и иногда даже посмотреть на себя со стороны и призадуматься о правильности своего жизненного пути. 

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.